Почему преданные не едят яйца?
Вопрос: Объясните, пожалуйста, почему преданные не едят яйца. Я всегда полагал, что яйцо – это зародыш курицы, а теперь я узнал, что пока яйцо не оплодотворено, оно является бесплодным. Мне кажется, что когда человек съедает яйцо, он не забирает ничью жизнь, а просто питается тем, что дает курица. Друзья и родственники задают мне эти вопросы, и я чувствую себя сумасшедшим религиозным фанатиком, не зная, что им ответить. Пожалуйста, просветите меня в этом вопросе.
Ответ: Из яиц должны вылупляться цыплята. Это зародыши цыплят. Поедать зародыши животных и птиц – это нечто почти первобытное, не так ли? Несомненно, это пища в гуне невежества. В любом случае, в сознании Кришны мы едим только пищу, предложенную Господу Шри Кришне, и поскольку яйца – это пища невегетарианская, предлагать ее нельзя. Конечно, для карми употребление в пищу яиц повлечет меньше кармических последствий, чем употребление в пищу продуктов, полученных путем насилия и убийства животных. Шрила Прабхупада говорил, что если кто-то хочет есть мясо, то почему бы ему не есть мясо после того, как животное умрет естественной смертью? В этом случае он не получит плохой кармы. Но такая пища препятствует духовному прогрессу, и она не является прасадом. Все равно это пища в гуне невежества, хотя она и не несет в себе кармы за убийство животного.
Вопрос из Мельбурна: Почему нельзя есть яйца, если точно известно, что ни курица, ни другая душа не страдают от боли или смерти, и если яйца все равно испортятся?
Ответ: Основная составляющая яйца – это видоизмененная плоть цыпленка. Яйцо – это видоизмененная кровь и другие элементы цыпленка. Поэтому яйцо считается продуктом в гуне невежества. Поскольку мы идем по духовному пути, мы едим ту пищу, которую предлагаем Богу, Кришне, а Он принимает только очень благоприятные вещи, в гуне благости: фрукты, овощи и молочные продукты. В этом все дело.
Поскольку в материальном мире люди используют множество сомнительных способов разведения коров и кормят их такой пищей, которая приводит к «коровьему бешенству», в будущем мы будем получать молоко от наших собственных коров, которых не будем убивать и кормить всякой дрянью. В наши дни даже молоко может быть заражено. Люди просто не отдают себе отчет в том, насколько они рискуют, кормя коров чем ни попадя. Но коровы, за которыми хорошо ухаживают, защищены от таких опасностей.
Молочные продукты, а также зерновые и крупы полезны для человеческого разума и тела. Их можно предлагать Кришне и так они очищаются от кармы. Предлагать яйца вы не можете. Кроме всего прочего, в яйце содержится очень много холестерина. Часто яйца поражены сальмонеллой. Вы едите зародыш, куриный зародыш! Разве такая пища дана человеку? Зародыш младенца! Маленькие цыплята, птенцы, ящерицы - живые существа! Есть их нецивилизованно. Они были созданы не для этого. Они должны стать маленькими цыплятами, которые будут повсюду бегать, есть насекомых и счастливо жить отведенный им жизненный срок, но вместо этого люди убивают всех этих существ и поедают их плоть. С духовной точки зрения это еще глубже погружает ум в гуну невежества. Поэтому Шрила Прабхупада говорил, что современная западная цивилизация является изощренным первобытным обществом, члены которого поедают плоть других живых существ, не предназначенных для человека.
В Бхагавадгите описывается пища в гунах благости, страсти и невежества. Яйцо – это плоть, она не относится к гуне благости.
Есть рыбу еще греховнее
Вопрос: «В «Ману-самхите» говорится, что тот, кто поедает плоть коровы, называется го-кага, тот, кто поедает плоть собаки, называется швапача.… Но тот, кто ест рыбу, поедает все виды плоти. Согласно «Ману-самхите» рыба является отвратительным продуктом. Поэтому вы даже можете есть плоть коровы, но не ешьте рыбу». (Лекция по Шримад-бхагаватам (7.12.?), Калькутта, 7.3.1972)
Почему есть рыбу еще греховнее? Раньше я слышала, что наибольшим грехом является есть плоть коровы.
Ответ: Есть такой стих, в котором говорится, что, поскольку рыба поедает в воде всевозможную мертвую плоть, включая коров, собак и прочее, рыбья плоть считается самой отвратительной. Я слышал, что тот, кто ест рыбу, получает меньше кармы, чем тот, кто ест плоть коровы. Здесь описывается воздействие на сознание того, кто ест рыбу. Шрила Прабхупада упоминает, что тот, кто ест рыбу, получает определенный вид материального разума, но способность понимать духовные предметы снижается. С другой стороны, коровье молоко увеличивает как материальный, так и духовный разум человека.
Рыболовство
Вопрос: Если человек попал в сложную ситуацию, например, оказался в открытом океане и единственная пища в этом случае – рыба, а он Брахман, должен ли он принять это как милость Кришны и поститься (может быть до самой смерти) или же он можно рыбачить?
Ответ: Если это вопрос жизни и смерти, человек может питаться невегетарианской пищей, но как только появляется альтернатива, он должен сразу же снова стать вегетарианцем. Шрила Прабхупада рассказывал историю об одном риши, который во время голода съел собаку, но затем, выжив благодаря этому, немедленно вернулся к нормальному прасаду.
Грибы и сыр
Вопрос: Здесь, в Италии, используется очень много грибов, даже в пицце. Могут ли преданные есть грибы?
Ответ: Шрила Прабхупада объяснял, что, поскольку грибы являются разновидностью плесени, они не очень хороши, чтобы предлагать их Господу Шри Кришне. Однако он не говорил, что их есть нельзя. В отличие от лука и чеснока, грибы не нарушают ни один из регулирующих принципов. В своих ресторанах преданные могут продавать их, а также преданные могут выращивать грибы. Поскольку мы хотим есть только прасад, обычно мы грибы не едим, но в некоторых странах люди очень привязаны к ним.
Вопрос: Здесь также есть различные виды сыров, которые содержат животные жиры и экстракты. Они говорят, что это вегетарианская пища. Можем ли мы использовать эти сыры?
Ответ: В сыре содержится животный жир, источником которого является молоко. Такой сыр мы можем есть. Сыров, сделанных на сычуге, следует избегать. Его используют для свертывания молока, но есть вегетарианские заменители сычуга, которые использовать можно.
Лук и чеснок
Вопрос: От преданных я слышал, что лук и чеснок находятся в гуне невежества, и именно поэтому их нельзя использовать (и, конечно же, я слышал всю историю о крови одного ракшаса, из которой выросли лук и чеснок). Я просто хочу узнать, какой из регулирующих принципов эта еда нарушает?
Ответ: Лук и чеснок выросли из тела убитой коровы, и поэтому считается, что есть их – это все равно, что есть мясо. С точки зрения священных писаний они нарушают принцип вегетарианства. Строгие вегетарианцы не едят ни лук, ни чеснок. Поскольку мясо – это продукт в гуне невежества, лук и чеснок также относятся к гуне невежества. Они могут иметь какую-то ценность с медицинской точки зрения, даже вино иногда используется в лекарствах. Но как пища, они для преданных запрещены.
Как появились лук и чеснок?
Вопрос: Из тела мертвой коровы? Если есть какая-то история из шастр об этом, то, пожалуйста, расскажите ее, чтобы мы могли ссылаться на нее, если кто-то нас спросит.
Ответ: Есть несколько историй. Я еще не смотрел в Пуранах, но я знаю, что они есть. Некоторые говорят, что корова была убита царем, который сбил ее своей колесницей, и из мертвого тела выросли лук и чеснок. Поэтому есть эти продукты сродни мясу.
Я хочу найти авторитетные истории непосредственно из Пуран, но пока у меня их нет. Я хочу, чтобы шлоки шли с указанием точного номера, раздела и названия Пураны. Я уверен, что какие-нибудь исследователи вскоре найдут ссылки.
Мусульманам тоже нельзя есть лук и чеснок
Утверждение: Я прочитал в одной арабской сказке, что когда дьявол был изгнан из рая, из одной его стопы вырос лук, а из другой – чеснок.
Комментарий Джаяпатаки Свами: Поэтому даже мусульмане не должны есть лук и чеснок!!! Похоже, в каждой культуре есть какое-то подтверждение того, что эти два вида пищи неблагочестивы.
Морковь
Вопрос: В процессе подготовки образовательного курса для прихожан я столкнулся с одной проблемой, касающейся стандартов приготовления прасада. Последователи Нараяны Махараджа избегают употреблять в пищу морковь и красную чечевицу, также как лук и чеснок, и в качестве причины этого они приводят историю из Пуран. В этой истории говорится о том, как один великий мудрец собирался провести традиционное жертвоприношение коровы, во время которого совершается ритуальное убийство коровы, ее тело предлагается жертвенному огню, а затем из огня выходит та же корова в новом теле. Эта корова была убита днем, и вечером она должна была получить новое тело из жертвенного огня. Тем временем, беременная жена мудреца, движимая неожиданным чувством сильного голода, украла кусок коровьей туши и съела его. Оставшиеся кости, кровь и кожу она спрятала в земле. Вечером, когда корова вышла из огня в новом теле, ее тело было неполным. Мудрец страшно разгневался и произнес могущественное проклятие, которое превратило кости в морковь, кровь – в красную чечевицу, а кожу – в чеснок и лук.
Ученик Нараяны Махараджа, рассказавший мне эту историю, сказал, что Нараяне Махараджу сказал об этом Кешава Махарадж, который узнал историю от Бхактисиддханты Махараджа, и что этому стандарту следует большинство Гаудия-вайшнавов.
Слышали ли вы о чем-нибудь подобном? Мне трудно понять, почему об этом не говорили до начала активной проповеди Нараяны Махараджа, если этому стандарту следует большинство Гаудия-вайшнавов. Я не пытаюсь доказать, опровергнуть или обосновать их заявление, мне просто интересно увидеть это в перспективе.
Ответ: Шрила Прабхупада сказал, что мы не должны есть лук, чеснок и красную чечевицу. Даже обычная чечевица по некоторым причинам считается недостаточно хорошей пищей для того, чтобы ее предлагать Кришне, хотя мы можем есть ее. Красную чечевицу есть нельзя. Что касается моркови, то Шрила Прабхупада не запрещал нам есть морковь. Есть разные мнения относительно того, является ли теперешняя морковь той, о которой идет речь в ведических писаниях. Некоторые историки говорят, что помидоры, круглый картофель и морковь были завезены в Индию европейцами. Вполне возможно, что под морковью они имели в виду совсем другой овощ. В любом случае, в ИСККОН Шрила Прабхупада разрешил есть морковь и запретил есть остальные упомянутые продукты.
Если ты сможешь найти в Ведах больше информации о луке и чесноке, то я хотел бы ее получить, потому что многие из наших прихожан не соблюдают этого ограничения. Я хотел бы доказать им в соответствии с шастрой, садху и Гуру, почему лук и чеснок нельзя употреблять в пищу. Они могут иметь лечебные свойства, но как продукты их следует избегать.
Пища в чрезвычайных обстоятельствах
Вопрос: Похоже, что есть два вида пищи: пища, которую мы можем предлагать Божествам, и пища, которую предлагать нельзя. Основываясь на личных наблюдениях, а также на том, что я слышала от других (лично меня эта проблема не касается), я пришла к выводу, что, может быть, было бы удобно иметь третью категорию продуктов: это пища, которую можно предлагать духовному учителю. В эту третью категорию можно было бы включить такие продукты, как хлеб, приготовленный непреданными. Один из доводов в пользу этой идеи состоит в том, что, предлагая своему гуру продукты из этой «средней категории», человек, по крайней мере, укрепит свою привычку предлагать пищу перед едой. А иначе он может сдаться, думая: «Я не соблюдаю стандарт поклонения Божеству, я очень падший, лучше я оставлю все правила и обязательства».
Ответ: Почему вы думаете, что ваш гуру захочет принимать пищу, которую он не может предложить Божеству? Разве он похож на человека, которому можно предлагать третьесортные вещи?
Шрила Прабхупада говорил, что в случае крайней необходимости, если человек не может достать пищу, которую можно предложить, он может предложить Господу Вишну чистые вегетарианские продукты, три раза повторив «Вишну». Эта пища не будет прасадом, но она освободится от кармы. Это можно делать для поддержания тела в чрезвычайных обстоятельствах, но не в другое время.
Уровень содержания кармы в продуктах
Шрила Прабхупада учил нас в Индии, что Карма, содержащаяся в различных видах продуктов, передается в разной степени. Это касается пожертвованной пищи.
Вот список этих продуктов, начиная с менее опасных:
* Вода
* Целый неразрезанный фрукт
* Разрезанный фрукт
* Жареная пища, предпочтительно в Гхи (пакка)
* Сваренные зерновые, например рис (катчха).
Если вы покупаете пищу, вы не получаете карму продавца, а только карму, которая содержится в самой пище.
Если это приготовленная пища, вы получаете вибрации и умонастроение повара, который ее приготовил.
Повторение «Шри Вишну»
Вопрос: Могу ли я обедать в вегетарианской столовой, предлагая еду в уме (конечно, без лука и чеснока)?
Ответ: Безусловно, в чрезвычайных обстоятельствах можно есть вегетарианскую бхогу, но при этом тому, кто ест эту бхогу, передается настроение повара. Ее нельзя предлагать Кришне, поскольку она приготовления непреданными. Ее можно предложить только Вишну для поддержания тела, три раза повторив «Шри Вишну», что нейтрализует карму, содержащуюся в пище, но не сделает ее прасадом и не удалит полностью заложенные в нее вибрации повара. Подумай над этим и реши, можешь ли ты найти лучшую альтернативу своему обеду.
Предложение прасада
Вопрос: Хотела задать несколько вопросов о предложении Бхоги. Бхогу надо предлагать так: подношение с листиками туласи предлагается Божествам и изображениям гуру, парам-гуру и Радха-Кришны? А мантры: нама ОМ вишну падайа… намо маха ваданйайа… намо брахманйа девайа… по три раза? И потом подождать 10-15 минут?
Ответ: Каждую мантру три раза, звоня в колокольчик и принося поклоны.
Вопрос: Затем еще раз все три мантры?
Ответ: Я ни разу не слышал, что надо еще дополнительно повторять все в четвертый раз.
Шрила Прабхупада лично сказал мне, что если тарелка с фруктами или бхогой стоит перед изображением Господа Шри Кришны, и идет санкиртана, то просто благодаря звучанию маха-мантры Харе Кришна пищу можно считать прасадом. Однако по возможности преданные стараются соблюсти формальности предложения.
Вопрос: По поводу предложения на нити. Что за прасад получается так? Прокомментируйте, пожалуйста. Иногда Брахманы так предлагают хлеб из магазина и мороженое. Это меня смущает.
Ответ: Я не понял, что ты имеешь в виду «на нити». Это брахман с мантрой гаятри и брахманским шнуром? Или это просто опечатка и имелось в виду «в пути», во время путешествия?
Традиционно мы не предлагаем Господу Шри Кришне ничего, что было приготовлено непреданными. Кармический хлеб и другие продукты, приготовленные непреданными, предлагать нельзя. Мы же не знаем, в каких условиях их готовили. Это касается даже преданных с первой инициацией, не говоря уже о брахманах.
В дороге можно предлагать фрукты. Они приемлемы для предложения Господу Шри Кришне. Но крекеры, чипсы, хлеб и т.д., сделанные карми, предлагать нельзя. Шрила Прабхупада говорил, что в особых обстоятельствах, если нам приходится есть вегетарианскую пищу, приготовленную непреданными, мы можем просто сказать «Шри Вишну» три раза, чтобы нейтрализовать грех, хотя это не будет настоящим прасадом.
Зерновые, приготовленные непреданными
Вопрос: У меня вопрос относительно зерна, приготовленного непреданными. Иногда мы видим, как преданные предлагают и едят хлеб, приготовленный карми. Разве можно предлагать Кришне то, что приготовили непреданные? Почему Господь должен принимать такое подношение? Пожалуйста, объясните мне этот «хлебный вопрос».
Ответ: Предлагать Божеству Господа Шри Кришны можно только то, что непосредственно приготовил квалифицированный преданный. Когда же нам приходится есть такие зерна, то мы обычно говорим «Шри Вишну» три раза и принимаем эту пищу просто для поддержания тела.
Иногда в Индии мы покупаем дутый рис, но потом мы добавляем в него топленое масло и куркуму. Гаура-Нитай могут принимать такое подношение, хотя все же лучше покупать его у преданных, ведь вайшнавы тоже продают дутый рис.
Принимать ли пищу в домах мясоедов?
Вопрос: Я слышал, что можно принимать воду и фрукты даже от мясоедов.
Ответ: Шрила Прабхупада советовал мне избегать этого, насколько это возможно. У меня есть его письмо на этот счет. Он сказал, что если этого нельзя избежать, то возьмите неразрезанные фрукты, потому что, как я всегда полагал, их ножи осквернены, а также потому, что когда они разрезают фрукты, это осквернение увеличивается. Однако он говорил, что если это возможно, то лучше не брать у них даже воду.
В самолетах мы покупаем еду, это совсем другое дело. Иногда в интересах проповеди мы вынуждены что-то принимать, поэтому неразрезанные фрукты и вода – это максимум, что можно взять.
Что есть в гостях?
Вопрос: Какому стандарту мы должны следовать, когда нас приглашают прийти в дом почетного члена ИСККОН, где бабушка очень религиозна и является вегетарианкой, и она хочет накормить брахманов, но мы знаем, что другие члены семьи не вегетарианцы?
Ответ: Если бабушка чистая вегетарианка (хотя было бы еще лучше, если бы она была преданной Кришны, практикующей преданное служение), у нее есть своя собственная посуда, которая используется только для приготовления вегетарианской пищи, и все блюда она готовит сама, то такая пища может считаться чистой вегетарианской пищей.
Если ее можно предлагать Кришне, и она не была предложена каким-либо полубогам, то это было бы еще лучше.
Я думаю, раньше мы уже говорили о том, каким образом передается карма, когда один человек передает пищу другому. Вот почему гораздо лучше принимать приготовленную пищу от инициированных преданных.
Если человеку приходится принимать приготовленную пищу от неинициированных преданных и от благочестивых индусов-вегетарианцев, то лучше не брать зерновые, зажаренные в гхи, например, пури, самосы, качори, пакоры, халаву, а также зерновые в молоке, например, сладкий рис. Сабджи тоже лучше не надо.
Можно принять салаты и цельные фрукты и овощи. Сваренные в воде зерновые, например рис, гораздо уместнее и безопаснее принимать от инициированных или практикующих вайшнавов.
Иногда ради проповеди преданный берет на себя некоторый риск, но при этом возможны последствия, которые отразятся на его здоровье и сознании.
Могут ли воины есть мясо?
Вопрос: Я хотела узнать, нормально ли для кшатриев есть плоть животных, которых они убили на охоте, или плоть солдат, убитых в сражении? Когда Бхима пил кровь Духшасаны во время битвы на Курукшетре, было ли это греховной деятельностью?
Ответ: Шрила Прабхупада говорил, что кшатрии могли есть мясо оленей, которых они убили на охоте, но не все кшатрии делали это. Есть мясо или пить кровь солдат, убитых в сражении, не было принято. Кшатрии не были каннибалами или ракшасами, чтобы делать такое. Людоеды или ракшасы делали это, но не кшатрии. Бхима не делал того же, что он сделал с Духшасаной, с остальными девяносто девятью сыновьями Дхритараштры. Насколько я знаю, он поступил так только с Духшасаной, чтобы сдержать свою клятву, данную им после того, как Духшасана оскорбил и попытался публично раздеть его целомудренную и верную жену Драупади Махарани. Это не было обычаем. Бхима находился в крайнем гневе на Духшасану за его оскорбления.
Вопрос: Правда ли, что Господь Рамачандра ел мясо, когда Он жил в лесу и когда сражался с Раваной?
Ответ: Я нигде не встречал упоминаний о том, чтобы Рама когда-либо вообще ел мясо.
Соевые продукты
Вопрос: Некоторые преданные говорят, что соевые продукты не очень хороши для преданных, потому что на вкус и по внешнему виду они напоминают мясо, но другие преданные говорят, что, поскольку в сое содержится витамин В12, которого преданным не хватает из-за того, что они вегетарианцы, преданные должны есть ее. Пожалуйста, посоветуйте, как нам быть в этой ситуации.
Ответ: В целом преданные избегают есть пищу с высоким содержанием протеина. Такая пища усиливает страсть в теле, что пагубно сказывается на преданном служения. Если кто-то действительно занят тяжелым физическим трудом и нуждается в дополнительном протеине, то это может быть причиной для употребления в пищу сои, но обычно для пуджари, для совершения повседневного преданного служения нет необходимости в таком большом количестве протеина.
Хридаянанда Госвами сказал, что ему сказал Шрила Прабхупада, что для вайшнавов не очень хорошо есть сою. Я не нашел конкретных документальных ссылок, где Шрила Прабхупада говорил бы об этом, но я и не делал обширных исследований. Моя рекомендация такова: нужно избегать есть сою, если только вы не заняты тяжелым физическим трудом, требующим для восстановления сил большого количества протеина. Иногда это хорошая проповедь, когда мы говорим карми, что в сое содержится больше протеина, чем в мясе, поэтому зачем есть мясо? В Восточной Азии многие люди едят тофу, и запретить это будет очень сложно, поскольку она является частью их повседневной вегетарианской диеты.
Коль скоро зашла речь о высоком содержании протеина в продуктах, то в этот месяц Дамодара мы не едим даже урад-дал, в котором также много протеина, но в другие месяцы мы можем его есть. Мы слышали от Шрилы Прабхупады, что урад-дал был любимым далом Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Я слышал, как Шрила Прабхупада советовал тем, кто любил есть рыбу, заменить свою рыбную диету на бхури (жареные шарики) и другие блюда из урад-дала, так как в нем много протеина, и также он немного противный на вкус, как рыба. Так Шрила Прабхупада пытался облегчить для неофитов смену их диеты с невегетарианской на вегетарианскую, а затем на прасад.
Как сознание повара воздействует на приготовленную им пищу?
Вопрос: Воздействует ли сознание повара (оскверненное сознание которого проявляется в его поступках) на того человека, который ест приготовленную им пищу, даже если Бхога была должным образом предложена установленным Божествам?
Ответ: Сознание повара до некоторой степени проникает в приготовленную им пищу и может воздействовать на того, кто ее ест. То, что пища предложена, также очевидно возымеет свой эффект. Как рассчитать все эти вещи? Это выходит за рамки расчетов! Одновременно едино, отлично и непостижимо!
Пост на Джанмаштами
Вопрос: Какой пир должен быть на Джанмаштами: экадашный или обычный с зерновыми? Говорил ли Шрила Прабхупада что-нибудь на эту тему?
Ответ: В Майяпуре Шрила Прабхупада говорил нам, что в честь дня явления Господа Шри Кришны мы должны соблюдать полный пост на зерновые. Поскольку Господь Шри Кришна является дважды в году – один раз как Господь Шри Кришна на Джанмаштами, а другой раз как Господь Шри Кришна Чайтанья Махапрабху на Гаура Пурниму, в эти два дня мы соблюдаем полный пост на зерновые. Это означает, что на Джанмаштами мы постимся полностью до полуночи, а на Гаура Пурниму мы постимся до восхода луны, и после этого мы принимаем легкий экадашный прасад. В указанное в календаре время на следующий день мы прерываем пост на зерновые, и в этот день устраивается обычный пир с зерновыми. (На самом деле, гораздо практичнее поститься до полудня следующего дня, чем вкушать пир в полночь после целого дня поста).
Во многих храмах, включая Майяпур, полный зерновой пир предлагается тем гостям и посетителям, которые не соблюдают полный пост. Поскольку в этот день зерновые не содержат никаких грехов (это не экадаши, а дополнительная Аскеза, которую преданные совершают для удовольствия Господа), зерновые можно свободно раздавать тем, кто не постится. На протяжении всего дня в Майяпуре мы раздаем нашу бесплатную пищу всем, кто хочет. Преданные постятся, а публика кушает. Однако большой пир проводится на следующий день.
Жертвенные бананы
Вопрос: Если раньше, когда Его Божественная Милость был с нами, мы раздавали бананы после ягьи как прасад, то почему теперь так не делается?
Ответ: Я не вижу никаких причин менять этот стандарт. Все, что предлагается Господу Вишну на огне, становится прасадом, насколько я знаю.
Остатки пищи
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, как правильно, по этикету, принимать и раздавать остатки прасада духовного учителя, санньяси и старших преданных. Мне часто выпадает счастливая возможность служить санньяси и старшим вайшнавам, так что это помогло бы мне в служении.
Ответ: Шрила Прабхупада говорил, что нет строгих правил в почитании маха-прасада, так как прасад – чистая милость. Главное правило обращения с маха-прасадом, где бы и когда бы он нам ни достался – его надо с почтением съесть. Но все же некоторые правила есть. Например, не следует есть с тарелки духовного учителя. Прежде чем доедать за ним прасад, его посуду надо помыть, но это уже детали. Вы можете есть остатки прасада преданных, которые старше вас или более продвинуты, чем вы.
Обычно остатки пищи гуру раздаются его ученикам (Дикша, шикша или кандидатам в ученики). Бывает, что другие преданные тоже хотят получить милость, но они должны попросить об этом.
Надо быть особенно разборчивым при раздаче остатков прасада и не давать его тем, кто не практикует преданное служение. Тот, кто ест остатки пищи гуру, получает его благословения, а также гуру в какой-то степени освобождает этим своего ученика от кармы. Поэтому раздача остатков прасада гостям и людям, которые не следуют строго принципам сознания Кришны, может излишне обременить духовного учителя, нагрузив его плохой кармой. Поэтому лучше этого не делать.
Дополнение Малати деви даси: Харе Кришна. Пожалуйста, позвольте мне проиллюстрировать обсуждаемый вопрос на примере. Сценарий: гуру только что закончил почитать прасад, это происходит на глазах у публики, присутствует много посетителей и гостей, которые пришли в первый раз. Счастливый преданный с сияющими глазами вынырнул с тарелкой гуру и без разбору начал предлагать остатки каждому, в том числе и тем, кто пришел в первый раз. Он милостиво предложил новому гостю кусочек пережеванной корки апельсина. «Это милость!», – искренне воскликнул преданный. Стоящий рядом человек, увидев все это, подумал, что это уже слишком. Что происходит? «Это было в ЕГО рту», – сказал абсолютно ни о чем не подозревающий преданный. В полном шоке, с пронзительным криком «Культ!» «Культ!», этот человек поднялся и выбежал.
Это является описанием драмы в стиле «реальной жизни», которую можно встретить в ИСККОН…. Я чувствую сожаление, что гости и те, кто пришел в первый раз, оказались введены в заблуждение. Прасад любого Гуру – милость, но это Сокровенно, и маха-прасад следует раздавать с учетом различий, так, как Махарадж правильно обрисовал в общих чертах.
Ответ Джаяпатаки Свами: Да, нужно принимать во внимание время, место и обстоятельства. Я не уделил этому много внимания, но Малати Деви правильно сделала, что затронула также и этот аспект. Что люди могут подумать, если из чьей-либо тарелки раздаются остатки? Они не понимают философию и могут не понять в целом смысл всего этого, так как все это необычно для них. Таким образом, это очень важная причина, почему не стоит раздавать прасад всем, а ученики должны это делать подальше от мирских глаз.
Вопрос: Почему мы не должны готовить в посуде, в которой готовилась невегетарианская еда?
Ответ: Она является нечистой, чтобы из нее предлагать пищу Господу Кришне. Если вы основательно ее почистите, то ее можно использовать дома. Я слышал, что после того, как она будет основательно вычищена чистящими средствами, так, что даже запаха не останется, затем ее нужно вымыть коровьим навозом, и тогда ее можно использовать для предложения Господу Кришне. Я не встречал этого в шастрах, чтобы подтвердить это. Если кто-то сказал так, то так можно сделать. Это правильно, так как коровий навоз считается чистым и антисептическим.
Особая ситуация
Вопрос: Махарадж, я беспокоюсь об одной щекотливой проблеме. Иногда мы до сих пор тесно общаемся с преданными, которые поклоняются или следуют гуру, который больше не сотрудничает с ИСККОН, и духовное здоровье которого вызывает большие сомнения. Общение с такими преданными, даже в рамках вайшнавского этикета, само по себе является источником многих затруднений. Одна из таких проблем, возникающих на практике, это прасад. Если такие преданные приглашают тебя к себе домой на программу или для общения, и предлагают тебе прасад (который предложен пранамами «падшего» гуру), что тогда делать? Принимает ли Шрила Прабхупада (а затем Господь Чайтанья и Радха-Кришна), несмотря ни на что, такое подношение, ценя искренность преданных, предлагающих бхогу? Если нет, и еда не принята, то будет ли оскорбительно или неуместно (до тех пор, пока кто-либо не попробовал ее), в уме предложить пищу «своему» гуру (тому, кто находится в ИСККОН) и через него Шриле Прабхупаде? Или можно прочитать мантру «Шри Вишну, Шри Вишну, Шри Вишну» и маха-мантру Харе Кришна в качестве альтернативы? Следует ли сделать это тайно, так чтобы не обидеть хозяина дома? Нет необходимости говорить, какой это делекатный вопрос, особенно в случаях, когда хозяин дома наверняка обидится или ему будет нанесена душевная рана. Что надо делать в таких случаях?
Ответ: Обычно в вопросах, подобных этому, каждый должен индивидуально просить своего дикша- или шикша-гуру дать ему конкретные наставления, поскольку каждый случай может отличаться от другого. В целом, если человек, следующий вайшнавским правилам и предписаниям, предлагает прасад Божеству Кришны, то мы, из уважения к Божеству, не отказываемся от прасада, и обычно мы не вдаемся в подробности того, как он предлагает пищу, если его гуру, в целом, находится в нашей линии. Как я сказал, в особых ситуациях нужно руководствоваться особыми наставлениями.
Кокосовые орехи и бананы
Вопрос: Один преданный объяснял здесь, что бананы, использованные во время огненной церемонии, и кокосовый орех, использованный, например, во время праздника Ратха-ятры для избавления от неблагоприятных явлений, можно предложить Чайтанье Махапрабху и затем почтить как прасад. Есть ли какое-то объяснение этому?
Ответ: Обычно Шрила Прабхупада говорил нам, чтобы мы всем раздавали бананы, предложенные во время огненных жертвоприношений, как прасад. Лишь недавно люди стали говорить, что их нельзя есть, поскольку они содержат карму. Это могло произойти из-за некоторого влияния карма-канды, привнесенной в сознание Кришны. В Бхагавадгите говорится, что остатки пищи после жертвоприношения освобождают человека от кармы и сами не содержат кармы. Поэтому если банан предложен Господу Вишну, как он может содержать карму? Те, кто говорят это, должны подкреплять свои слова ссылками на шастры. Это похоже на один из тех слухов, которые каждого приводят в беспокойство. Мы предлагаем зерно, фрукты и гхи Господу Вишну, чей рот – это пламя жертвенного огня. Пепел мы помещаем на наши головы в качестве тилаки для очищения (почему тогда он не содержит грех?). Предложенный фрукт также является прасадом. Грехи сгорают в жертвенном огне. Возможно, существуют другие жертвоприношения полубогам, где все это отличается. Я ничего не знаю о таких жертвоприношениях, поэтому не могу их комментировать. Жертвоприношение Господу Вишну трансцендентно, и оно несет очищение. Поэтому я не понимаю, как можно этого придерживаться. Шрила Прабхупада также никогда не следовал ничему подобному.
Печенье в виде коровы
Вопрос: Во время Говардхана-пуджи возник вопрос, приемлемо ли печенье, сделанное в виде коров?
Ответ: Употребление в пищу выпечки в форме животных не уместно. У меня нет конкретных ссылок, но таково мое личное понимание. Мне кажется выпечка в форме животных, не является признаком хорошего вкуса. Если у кого-то есть ссылки или цитаты на этот счет, пошлите их мне лично.
Обычно во время Говардхана-пуджи мы используем маленьких керамических или металлических коров, и после праздника их не едят.
Печенье в виде животных
Вопрос: Недавно я купил трафарет, чтобы делать печенье в виде фигурок животных. В храмах часто делают печенье в виде сердца, но это всего лишь печенье, а не настоящие сердце или животные. Что в этом плохого? Касался ли Ваш ответ об использовании форм животных конкретно церемонии Говардхана-пуджи?
Ответ: На Западе сердце также символизирует ЛЮБОВЬ, и никто не думает, что это физический орган. Печенье в виде фигурок животных выглядит как животные, поэтому люди могут подумать, что они едят животных. В этом смысле это дурной тон. Почему бы не делать печенье в виде фруктов и не открыть новый бизнес? В Бенгалии делают сладости в виде фруктов, например, яблок, и т.д. Не правда ли, это лучше, чем фигурки животных?
Прасад, получаемый от Кришны через гуру-парампару
Вопрос: Когда мы предлагаем пищу Кришне через нашего гуру, Прабхупаду и парампару, Господь принимает ее, и она становится прасадом. Этот прасад возвращается к нам через ту же самую парампару и вайшнавов или же он приходит к нам прямо от Кришны? Есть ли какие-то особые мантры для предложения пищи парампаре и вайшнавам или достаточно повторять наши обычные мантры?
Ответ: Шрила Прабхупада объяснял, что после того как Шри Шри Радха-Мадхава принимают подношение, оно передается Гауранге Махапрабху, который принимает этот прасад, а затем каждый Ачарья принимает прасад своего гуру, пока, наконец, он не дойдет до нас как маха-маха-маха-маха… прасад.
Горчица
Вопрос: Я нашел эту цитату в одном письме Шрилы Прабхупады:
«P.S. Вот ответ на вопрос Кришна Деви: я все еще не получил твою кулинарную книгу. Горчичные зерна и т.д. – все это возбуждающие приправы, и их следует избегать. Растительное гхи можно использовать, если нельзя достать настоящее» (письмо Динеш Чандре, 13 июля 1971 года).
Дару Кришна Прабху сказал, что даже в Гаудия Матх, где стандарты приготовления пищи очень строги, используют горчичное масло. Как найти правильный ответ в связи с этой цитатой?
Мы не хотим подавать в ресторане горчицу или кетчуп. Мой Гуру Махарадж (Вира-баху Прабху) сказал однажды, что если мы установили какой-то стандарт, мы должны его поддерживать. Но даже в этом случае эта цитата имеет очень далеко идущие последствия. Пожалуйста, помогите нам, дав свое ясное объяснение.
Ответ: Это первый раз, когда я слышу о том, что зерна горчицы оказывают возбуждающее действие. Говорится ли где-нибудь еще об этом? Шрила Прабхупада говорил, что горчичное масло лучше использовать для массажа, а гхи – употреблять в пищу.
Ему не нравилось, если мы постоянно использовали горчичное масло при приготовлении пищи.
Однако иногда Пишима готовила для него картофельное пюре с горчичными зернами, и Шрила Прабхупада ел его. Похоже, здесь нет никаких проблем.
Несомненно, это не нарушает наших принципов, но для Брахмачари или холостяков может быть неблагоприятно есть его слишком много.
Я никогда раньше не слышал об этом, поэтому я не могу говорить с полной уверенностью. Обычно мы не едим масло каждый раз, и небольшое количество гхи будет лучше.
Я не думаю, что это такая большая проблема, что преданные подают в ресторане томатный или горчичный соус, поскольку клиентам это нравится. Все хорошо в меру.
Продолжение: В Индии горчичный соус тоже предлагается Божествам, но в нем не содержится уксус. Есть особый рецепт, называемый «кашанди». Чтобы приготовить его, нужна почти неделя, и главным его ингредиентом является зерно горчицы. Это особое средство для улучшения крови и пищеварения.
Многие вайшнавы используют его как лекарство. Подобно этому, в нашем храме в Калькутте преданные делают томатный кетчуп, предлагают его Божествам, а затем продают прихожанам с большой выгодой. Насколько я знаю, все это делается из чистых продуктов. Я не знаю, почему в Перу нельзя делать соусы своей собственной марки, которые можно было бы предлагать, и которые пришлись бы по вкусу перуанцам. В вайшнавской кухне есть множество разнообразных соусов – острых, кислых и т.д.
Овощи, которые можно готовить
Цитата из КОМа: «Человек не должен есть баклажан, банановые листья, листья подсолнечника и листья асмантака, лук и чеснок, кислую овсянку или древесный сок. Также следует отказаться от употребления свеклы и репы, моркови, кимшуки, лесного инжира и белой тыквы. Если брахман ест эти продукты, он становится падшим».
Комментарий Джаяпатаки Свами: Это довольно сомнительный перевод. Было бы полезно дать более точное определение тем биологическим видам, о которых здесь идет речь. Есть разновидность белого баклажана, который нельзя предлагать, а обычный синий баклажан предлагать можно. Шрила Прабхупада любил пакоры из баклажанов.
Точно так же Шрила Прабхупада говорил, что мы можем предлагать морковь и свеклу. Он лично ел морковную халаву на экадаши. Похоже, что в ведические времена эти овощи имели другие названия. Некоторые овощи, которые мы едим сейчас, были сравнительно недавно (около двух веков назад) завезены в Индию с Запада. Здесь снова возникает вопрос, идет ли здесь речь об одних и тех же видах овощей?
Что касается лука и чеснока, то в отношении их названий никаких противоречий нет.
Назад
|