"Информация на этом сайте выставлена в целях ознакомления, а так же для тех, у кого нет возможности купить или заказать аудио лекции"

 

 

Духовный коммунизм

 

В 1971 году во время своего исторического визита в Советский Союз Бхакти Веданта Свами был представлен профессору Григорию Котовскому, заведующему отделом Индии и Южной Азии Института востоковедения Академии Наук СССР. Их встреча в кабинете д-ра Котовского была неофициальной, и между духовным лидером и ученым-коммунистом завязалась острая дискуссия по вопросам, представлявшим обоюдный интерес. В ходе этой беседы Бхакти Веданта Свами предложил путь радикального преобразования современного коммунизма.

Бхакти Веданта Свами: На днях я читал газету “Московские новости”. Проходил съезд коммунистов, и его председатель заявил: “Мы готовы перенять чужой опыт, чтобы совершенствоваться”. Я думаю, что ведическая концепция социализма или коммунизма может в значительной мере усовершенствовать идею коммунизма. Например, социалистическое государство стремится сделать так, чтобы никто не голодал; у каждого должна быть пища. Аналогично этому, согласно ведической концепции жизни грихастхе (домохозяину) тоже рекомендуется следить за тем, чтобы даже ящерица или змея, живущие в его ярме, не голодали. Даже этих низших созданий, не говоря уже о людях, следует обеспечивать пищей. Грихастхе рекомендуется, прежде чем пообедать самому, выйти на дорогу и объявить: “Если кто-то еще голоден, пожалуйста, заходите. Еда готова!” Если никто не отзовется, хозяин дома может поесть сам. Современное общество считает народ хозяином определенного государства, но ведическая концепция такова: ишавасйам идам сарвам — все принадлежит ише, верховному повелителю. Тена тйактена бхунджитхах — вы можете наслаждаться тем, что Он выделил вам. Ма гридхах касйа сеид дханам: но не посягайте на чужую собственность. Это “Ишопанишад” — Веда. Та же идея содержится в разных Пуранах. В ведической литературе можно найти много ценных идей относительно коммунизма. Я подумал, что эти идеи следует распространить среди мыслящих людей вашей страны. Поэтому я так хотел побеседовать с ними.

Проф. Котовский: Интересно, что здесь, в нашей стране, сейчас люди проявляют огромный интерес к древней истории, древней мысли. Исходя из этого, наш институт перевел на русский язык и опубликовал много литературных памятников великой индийской культуры. Вам интересно будет узнать, что мы опубликовали некоторые из Пуран и главы “Рамайаны”. На русском языке изданы тома “Махабхараты”, и переиздан ее полный перевод. Мы опубликовали также полный перевод “Ману-смрити” с санскритскими комментариями. Интерес к этим изданиям был так велик, что они были распроданы за неделю. От тиража не осталось ни одного экземпляра. Их невозможно было купить на книжном рынке уже через месяц после выхода в свет. В Москве и в СССР читающая публика проявляет огромный интерес к древней ведической культуре, поэтому мы опубликовали много таких книг.

Бхакти Веданта Свами: “Шримад-Бхагаватам” — одна из этих Пуран. Ее называют “Маха-пураной”.

Проф. Котовский: “Маха-пураной”.

Бхакти Веданта Свами: Да. Мы перевели весь ее текст. Сначала мы приводим оригинальный текст на санскрите, даем его транслитерацию, английский эквивалент каждого слова, затем перевод и комментарий — объяснение стиха. Таким образом мы переводим все стихи “Шримад-Бхагаватам”, а их в нем восемнадцать тысяч. Мы переводим все буквально. Вы можете убедиться в этом сами. Так переводится каждый стих “Бхагавата-пураны” без исключения. Мнение ачарьев — великих святых мудрецов, проповедовавших философию бхагаваты, таково: нигама-калпатарор галитам пха-шм. — “Шримад-Бхагаватам” это зрелый плод древа желаний ведической литературы [Бхаг., 1.1.3]. Это признают все индийские ученые, и Господь Чаитанйа проповедовал главным образом “Бхагаватам”. Итак, у нас есть весь “Бхагаватам” в английском переводе. Если вы хотите посмотреть, я могу показать.

Проф. Котовский: По-моему, в московских и ленинградских библиотеках у нас есть почти все основные тексты древней индийской культуры, начиная с Вед, оригинальных текстов на санскрите. К примеру, в ленинградском филиале нашего института имеется шесть или восемь изданий “Ману-смрити”. Этот институт был основан еще в царской России, в Ленинграде, а теперь он стал филиалом нашего института, который занимается в основном историей азиатской культуры. Вы найдете здесь перечень всего, что переводится сейчас, и проводящихся нами исследований по истории индийской религии, а также по состоянию индийской религии, индуизма, в современной индуистской Индии.

Бхакти Веданта Свами: Индуизм — очень сложный предмет.

Проф. Котовский: О да. (Смеются.) Действительно, у меня сложилось впечатление, что это даже не религия, как ее понимают на Западе, а образ жизни, куда входят и религия, и философия, образ жизни, словом, все что хотите.

Бхакти Веданта Свами: Слово “индус” не санскритского происхождения. Оно мусульманское. Вы знаете, что есть река Инд, которая на санскрите называется “Синдху”. Мусульмане произносят “с” как “х”. Вместо “Синдху” у них получилось “Хинду”. Таким образом, слова “индус” нет в санскритском словаре, но оно вошло в употребление. Правильное название ведической системы — варнашрама. Есть четыре варны (социальных статуса): брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, и четыре ашрама (духовных статуса): брахмачариа, грихастха, ванапрастха и санньяса. Согласно ведической концепции жизни, пока люди не принимают эту систему, то есть институт четырех варн и четырех ашрамов, они, в сущности, не могут стать цивилизованными. Люди должны принять этот метод деления общества на четыре социальных и четыре духовных статуса. Это называется варнашрамой. Индийская культура основана на этой древней ведической системе.

Проф. Котовский: Варнашрама.

Бхакти Веданта Свами: Варнашрама. И в “Бхагавад-гите”... По всей вероятности, вы читали “Бхагавад-гиту”.

Проф. Котовский: Да.

Бхакти Веданта Свами: Там, в “Бхагавад-гите” (4.13), есть следующее утверждение: чатур варнйам майа сриштам — эта система создана Вишну (Богом). Таким образом, варнашрама — творение Всевышнего, и потому ее нельзя изменить. Она распространена всюду. Она — как солнце. Солнце — творение Всевышнего. Солнце светит и в Америке, и в России, и в Индии — везде. Аналогично этому, система варнашрамы в той или иной форме есть повсюду. Возьмем, к примеру, брахманов — сословие самых разумных людей. Они—мозг общества. Кшатрии — административный класс, затем идут вайшьи — класс людей, занятых производством материальных благ, и шудры — рабочий класс. Эти четыре класса людей, по-разному называясь, есть везде. Варнашрама-дхарма создана изначальным творцом и потому распространена повсюду.

Проф. Котовский: Интересно, что, по мнению некоторых европейских, а также русских ученых прошлого, эта система варнашрамы сложилась позднее, и если вы будете читать древние тексты ведической литературы, то обнаружите гораздо более простое аграрное общество. По мнению этих ученых, система варнашрамы была введена в индийском обществе в поздний период ведической эры, а не в ранний. И если вы проанализируете древние тексты, то обнаружите, что в древней классической Индии эта система не была так распространена.

Бхакти Веданта Свами: На это мы можем сказать, что она упомянута в “Бхагавад-гите”. Чатур-варнйам майа сриштам. “Бхагавад-гита” была поведана пять тысяч дет назад, и в ней сказано: “Эта наука „Бхагавад-гиты" была открыта Мною богу Солнца”. Таким образом, по расчетам выходит, что это было сорок миллионов лет назад. Что европейские ученые знают о событиях пятитысячелетней давности? Могут ли они вернуться на сорок миллионов лет назад? У нас есть свидетельство того, что система варнашрамы была общепринятой, по крайней мере пять тысяч лет назад. Система варнашрамы упоминается также в “Вишну-пуране” (3.8.9). Варнашрамачаро-вата пурушена парах пуман. Это утверждение “Вишну-пураны”. Варнашрама-дхарма не является атрибутом некоего исторического периода, определенного в наше время. Она естественна. В “Шримад-Бхагаватам” приводится такое сравнение: как в теле можно выделить четыре основные части: мозг, руки, желудок и ноги, так и организм общества состоит из таких же частей. Есть класс людей, которые считаются мозгом; класс людей, которые считаются руками государства; класс людей, занимающихся производством продуктов, и т.д. Нет никакой необходимости искать исторические корни этой системы, в своей естественной форме она существует с первого дня творения.

Проф. Котовский: Вы сказали, что в любом обществе есть четыре сословия, но их не так легко определить. Например, разные социальные классы и профессиональные группы в любом обществе можно объединить в четыре класса, это несложно. Единственная трудность состоит в том, что, например, в социалистическом обществе — в нашей стране и других социалистических обществах — невозможно отличить сословие производителей от класса рабочих.

Бхакти Веданта Свами: Мы, в частности, принадлежим к интеллектуальному классу людей. Это один из классов.

Проф. Котовский: Класс интеллектуальных людей, брахманы. И всю интеллигенцию можно отнести к этому классу.

Бхакти Веданта Свами: Да.

Проф. Котовский: А затем административный класс.

Бхакти Веданта Свами: Да.

Проф. Котовский: А кто же тогда вайшьи и шудры? Вот в чем трудность, ведь все остальные — рабочие: фабричные рабочие, колхозники и т.д. С этой точки зрения, по-моему, социалистическое общество коренным образом отличается от всех обществ, предшествовавших ему. Потому что различные социальные и профессиональные группы современного Западного общества вы можете отнести к этим классам, разделив его на брахманов, кшатриев, вайшьев и Шудр: интеллектуалов, класс, занятый производством, то есть владельцев средств производства (например, владельцев фабрик) и чернорабочих. Но у нас нет вайшьев, так как на фабрике есть административный штат, вы их называете кшатриями; а затем есть Шудры — собственно рабочие, но промежуточного класса нет.

Бхакти Веданта Свами: Об этом тоже сказано. Калау шудра-самбхавах. В этом веке практически все люди — Шудры. Но если общество состоит из одних Шудр, социальный порядок нарушается. Несмотря на то что у вас государство Шудр, в нем есть и брахманы, и это необходимо. Без такого разделения обязанностей в обществе наступит хаос. Таково научно обоснованное заключение Вед. Вы можете принадлежать к классу Шудр, но вия поддержания социального порядка должны дать некоторым Шудрам такое образование, чтобы они стали брахманами. Общество не может держаться на одних Шудрах. Так же как и на одних брахманах. Чтобы удовлетворять потребности тела, необходимо иметь и мозг, и руки, и желудок, и ноги. Ноги, мозг и руки — все должны сотрудничать друг с другом, чтобы тело функционировало нормально. Так и в любом обществе можно видеть, что там, где отсутствуют эти четыре деления, наступает хаос. Оно не будет функционировать нормально. Это будет майа, и начнутся беспорядки. Должен быть мозг, но в настоящее время мозгов явно не хватает. Я не говорю о вашем или моем государстве; я говорю о мире в целом. Раньше в Индии была монархия. Например, Махараджа Парикшит был царем-кшатрием. Перед самой смертью он отрекся от престола. Он ушел в лес, чтобы узнать о самоосознании. Если вы хотите поддерживать мир и процветание всего мирового сообщества, то должны создать класс высокоинтеллектуальных людей; класс людей, опытных в управлении; класс людей, опытных в производстве; и класс людей, занятых непосредственно физическим трудом. Это необходимо. Этого невозможно избежать. Такова ведическая концепция: мукха-бахуру-пада-джах (Бхаг.,11.17.13). Мукха означает “лицо”, баху — “руки”, уру — “талия”, а пада — “ноги”. Возьмите любое государство, и вы увидите, что если в нем согласованно и последовательно не проводится в жизнь эта система четырех социальных укладов, то оно (государство или общество) не может функционировать нормально.

Проф. Котовский: Вообще мне кажется, что система варнашрамы в какой-то степени определила естественное разделение труда в древнем обществе. Но теперь это разделение труда среди людей в любом обществе гораздо сложнее и изощреннее. Поэтому если сейчас сгруппировать их в четыре класса, это все только запутает.

Бхакти Веданта Свами: Путаница возникла из-за того, что в Индии в последнее время сын брахмана, не имея брахманических качеств, претендует на то, чтобы называться брахманом, а другие — из предрассудков или по традиции — признают его брахманом. Так был нарушен социальный порядок. Но в нашем движении сознания Кришны мы готовим брахманов повсюду, так как мир нуждается в их интеллекте. Несмотря на то что Махараджа Парикшит был монархом, он держал совет, совещательный орган, состоявший из брахманов и ученых мудрецов. Монархи вовсе не были независимы. Из истории известно, что, когда некоторые из монархов оказывались несостоятельными, совет брахманов лишал их престола. Хотя брахманы не занимались политикой, они как правило, советовали монарху, как исполнять обязанности царя. Это было не в таком уж далеком прошлом. Когда жил Ашока?

Проф. Котовский: По нашей хронологии он жил в древней и средневековой Индии.

Бхакти Веданта Свами: Да.

Проф. Котовский: Вы правы, в древней и феодальной Индии система правления была очень либеральной, и большая часть высшего аппарата управления в законодательных органах состояла из брахманов. Даже во времена моголов брахманы были советниками при мусульманских императорах и правителях.

Бхакти Веданта Свами: Это факт. Брахманов признавали. Они входили в царский совет. Во времена Александра Македонского, например, в Индии правил царь Чандрагупта. Как раз перед Чандрагуптой Александр Македонский пришел из Греции в Индию и завоевал какую-то ее часть. Когда Чандрагупта стал императором, своим премьер-министром он назначил Чанакйу. Возможно, вы слышали это имя — Чанакйа?

Проф. Котовский: Да.

Бхакти Веданта Свами: Да, он был великим брахманом-политиком, и квартал в Нью-Дели, в котором сосредоточены все иностранные посольства, сейчас называется его именем — Чанакйа Пури. Чанакйа Пандит был великим политиком и брахманом. Он был очень широко образован. Его наставления о нравственности до сих пор не потеряли ценности. В Индии школьники изучают наставления Чанакйи Пандита. Хотя Чанакйа Пандит был премьер-министром, он сохранял свой брахманский дух: он не получал никакого жалованья. Если брахман получает жалованье, считается, что он стал собакой. Это утверждается в “Шримад-Бхагаватам”. Он может давать советы, но не имеет права наниматься на службу. Поэтому Чанакйа Пандит жил в хижине, хотя и был премьер-министром. Такая брахманическая культура и брахманический интеллект являются отличительной особенностью ведической цивилизации. “Ману-смрити” является одним из свидетельств высокого уровня брахманической культуры. Невозможно определить дату написания “Ману-смрити”, но оно считается настолько совершенным, что является сводом индуистских законов. Чтобы поддержать порядок в обществе, законодательной власти нет необходимости ежедневно устанавливать новые законы. Законы Ману настолько совершенны, что применимы во все времена. На санскрите они носят название три-каладау, что означает “подходящие для прошлого, настоящего и будущего”.

Проф. Котовский: Извините, что перебиваю вас, но насколько мне известно, все индийское общество во второй половине восемнадцатого века по приказу британской администрации подчинялось правовым нормам, расходившимся с индуистским законодательством. Многое было изменено. Индуистское законодательство, которым на практике пользовались индусы, заметно отличалось от оригинального “Ману-смрити”.

Бхакти Веданта Свами: Теперь внесены изменения. Даже наш покойный Пандит Джавахарлал Неру ввел собственное индуистское законодательство. Он ввел право на развод, которого не было в “Ману-самхите”. Многое было изменено, но вплоть до наступления современной эпохи все человеческое общество руководствовалось “Ману-смрити”. По правде говоря, современные индусы строго не следуют индуистским писаниям. Но мы не ставим своей целью возрождение индуистского общества древности. Это невозможно. Наша задача — взять лучшее из первоначальной идеи. Так, например, в “Шримад-Бхагаватам” содержится идея коммунизма. Его описывают Махарадже Йудхиштхире. Если есть что-то хорошее, хороший опыт, почему бы вам не перенять его? Такова наша точка зрения. Броме того, современная цивилизация упускает самый важный момент — цель человеческой жизни. С научной точки зрения, цель человеческой жизни—самоосознание, атма-таттва. Говорится, что если члены человеческого общества не приходят к самоосознанию, то они потерпели крах во всех своих делах. Именно это и происходит в современном обществе: несмотря на весь прогресс в экономике и других сферах, вместо того чтобы поддерживать мир и спокойствие, люди воюют. Между ними идет непрекращающаяся индивидуальная, социальная, политическая и национальная борьба. Если трезво посмотреть на вещи, можно увидеть, что, несмотря на большие достижения во многих отраслях знания, по своей психологии мы недалеко ушли от животных. По нашему убеждению, соответствующему философии “Шримад-Бхагаватам”, тело дано человеку не для того, чтобы он день и ночь трудился ради удовлетворения чувств. Но люди не знают ничего другого. Они не знают о следующей жизни. Нет такой отрасли знания, которая занималась бы изучением того, что происходит, когда этому телу приходит конец. Это огромная отрасль знания.

В “Бхагавад-гите” (2.13) сказано: дехино 'смин йатха дехе. Деха означает “тело”. Дехинах — “владелец тела”. Дехино 'смин йатха дехе каумарам науванам джара. Дехи, владелец тела, находится внутри тела, само же тело изменяется, принимая одну форму за другой. Ребенок имеет тело одного типа, которое превращается в тело другого типа, когда он взрослеет. Однако владелец тела остается неизменным. Аналогично этому, когда тело полностью меняется, мы получаем новое. Люди не понимают этого. Мы меняем тела даже на протяжении этой жизни, переходя от младенчества к детству, а затем к отрочеству и юности. Это факт; каждый знает это. Я был ребенком, но этого детского тела больше нет. Теперь у меня другое тело. Разве трудно понять, что, когда этого тела больше не будет, мне придется получить другое? Это великая наука.

Проф. Котовский: Как вы знаете, существуют два совершенно противоположных подхода к этой проблеме. В различных религиях на это смотрят по-разному, но в то же время любая религия признает опыт “перемены места”, то есть переселения духа, и ищет свидетельства тому. В христианской религии, в иудаизме, в...

Бхакти Веданта Свами: Я не говорю с вами о религиях. Я говорю о науке и философии. В каждой религии могут быть свои доктрины, но это нас не очень интересует. Нам важно другое: если обладатель тела неизменен, несмотря на все изменения, происходящие с телом, то совсем не трудно понять, что, когда это тело переменится полностью, его обладатель получит другое.

Проф. Котовский: Иной подход заключается в том, что такого деления не существует. Нет двух феноменов: тело и обладатель тела суть одно и то же.

Бхакти Веданта Свами (подчеркнуто): Нет.

Проф. Котовский: Когда тело умирает, обладатель тела тоже умирает.

Бхакти Веданта Свами: Нет, нет. Почему же в университете нет отделения, которое занималось бы научным исследованием этого факта? Я утверждаю, что это необходимо. Может быть, правы вы, а может, я, но должна быть отрасль науки, изучающая это. Недавно кардиолог из Торонто, врач, признал существование души. Я переписывался с ним, и он твердо верит, что душа существует. Итак, есть и другая точка зрения, но наш метод состоит в том, чтобы получать знание от авторитета.

Нам известно утверждение Кришны на этот счет, а Он является авторитетом. Все ачарьи признают Кришну авторитетом. “Бхагавад-гита” признана в ученых и философских кругах всего мира. Кришна говорит:

дехино 'смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир
дхйрас татра на мухйати

“Точно так же как, покидая детское тело, душа переходит в отроческое, а затем в юношеское, покидая это тело, она получает другое тело” (Б.-г., 2.13). Это утверждает Кришна, являющийся согласно нашей научной традиции величайшим авторитетом. Мы принимаем это утверждение без доказательств. Таков ведический путь познания.

Проф. Котовский: Трудность в том, что согласно нашему подходу ничего нельзя принимать на веру. Мы можем верить только тому, что опирается на доказательства.

Бхакти Веданта Свами: Да, это допустимо. Это утверждается в “Бхагавад-гите” (4.34). Тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа. Для парипрашны, доказательств, есть место, но требовать их нужно не в вызывающем тоне, а со стремлением понять. Дискуссии не отвергаются. Что же касается утверждений Вед, то они безошибочны, и знатоки Вед признают их таковыми. К примеру, коровий навоз — это испражнения животного, а Веды утверждают, что прикосновение к испражнениям какого-либо животного или к своим собственным экскрементам оскверняет человека, и он должен очиститься, совершив омовение. По индуистской системе после испражнения необходимо совершить омовение.

Проф. Котовский: Это вполне понятное гигиеническое правило.

Бхакти Веданта Свами: Да.

Проф. Котовский: Да, разумеется.

Бхакти Веданта Свами: Но в другом месте утверждается, что коровий навоз, являясь испражнениями животного, тем не менее чист. Более того, считается, что с его помощью можно очистить нечистое место. На первый взгляд, это противоречиво. В одном месте сказано, что испражнения животного нечисты и если вы коснулись их, то должны очиститься, а в другом говорится, что коровий навоз чист. По нашим понятиям это противоречивые утверждения, но тем не менее те, кто следует Ведам, принимают их. Фактически, если сделать анализ коровьего навоза, обнаружится, что он обладает прекрасными антисептическими свойствами.

Проф. Котовский: Этого я не знаю.

Бхакти Веданта Свами: Да, один профессор в медицинском колледже произвел анализ коровьего навоза и обнаружил у него замечательные антисептические свойства. Таким образом, ведические утверждения, даже если и кажутся противоречивыми, при тщательном рассмотрении оказываются правильными. Конечно, бывают и исключения. Но их принимают, и при научном анализе и проверке они оказываются верными.

Проф. Котовский: Да, если вы анализируете с научной точки зрения, это правильно.

Бхакти Веданта Свами: Есть и другие примеры: скажем, раковина. Раковина — это кость животного, и в Ведах говорится, что прикосновение к кости животного оскверняет, в этом случае вы тоже должны совершить омовение. Но раковину держат в комнате, где находятся Божества, так как Веды признают ее чистой. Я хочу сказать, что мы принимаем ведические законы, не требуя доказательств. Таков принцип, которому следуют ученые люди. Если вы сможете подкрепить ваши утверждения цитатами из Вед, их принимают. Никаких других обоснований не требуется. Существуют разные виды праман, т.е. видов обоснования. Доказательство цитатой из Вед называется шрути-праманой. Как в суде — если вы можете сослаться на свод законов, ваше утверждение принимается; так же и ученые признают все ваши утверждения, если они подкреплены шрути-праманами. Я полагаю, вы знаете, что Веды называются шрути.

Проф. Котовский: Да.

Бхакти Веданта Свами:

шрути смрити-пуранади-
панчаратра-видхим вина
аикантики харер бхакти?
утпатайаива калпате
(Брахма-йамала)

Любая система, которую мы принимаем, должна быть подкреплена свидетельствами шpymu, смрити, Пуран и “Панчаратры”. То, что не доказано этими прамацами, приносит одни беспокойства.

Проф. Котовский: Можно мне сказать? Все, что есть в Ведах, могло быть доказано и научным путем. Возьмем, к примеру, современную научную лабораторию. Любое ее заключение считается истиной. Вы признаете это истинным, не проверяя правильность утверждения. Допустим, у вас есть научная лаборатория или учреждение; если в этой лаборатории или научном учреждении считают: “Это нехорошо”, — большинство людей примет это без доказательств: “Да, так утверждает наука, значит это факт”.

Бхакти Веданта Свами: Ачарьи (великие учителя) принимают авторитетные ведические утверждения аналогичным образом. Индией правят ачарьи: Рамануджачарйа, Мадхавачарйа, Шанкарачарйа. Они признают Веды, а их последователи признают их. Преимущество этого в том, что я не трачу время, исследуя, чист или нечист коровий навоз. Я просто принимаю, не требуя доказательств, что он чист, потому что так утверждают Веды. Я экономлю время, принимая шpymu-праману. Аналогично этому, в Ведах есть много высказываний, касающихся социологии, политики — всего, потому что веда значит “знание”.

сарвасйа чихам хриди саннивишто ,
маттах смритир джнанам апоханам ча
ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо
веданта-крид веда-вид эва чахам
(Б.-г., 15.15)

Проф. Котовский: Можно задать вам один вопрос? Много ли филиалов у вашего общества во всем мире?

Бхакти Веданта Свами: Да.

Проф. Котовский: Где находится ваш главный центр и где филиалы общества сознания Кришны?

Бхакти Веданта Свами: Гм-м... У меня более шестидесяти пяти филиалов.

Проф. Котовский: Шестьдесят пять филиалов.

Бхакти Веданта Свами: Да, и своей штаб-квартирой я сделал центр в Лос-Анджелесе, а теперь мы закладываем крупный центр в Майапуре, на месте рождения Господа Чаитанйи. Вы бывали в Индии?

Проф. Котовский: Шесть или семь раз. Сейчас из-за наплыва беженцев из Бангладеш в Калькутте сложилась очень сложная ситуация.

Бхакти Веданта Свами: Да, но в течение десяти дней мы проводили санкиртану, и это было незабываемо. Каждый день собиралось не менее тридцати тысяч человек. Они проявляли огромный интерес к нашим лекциям — мы читали лекции по “Шримад-Бхагаватам” и “Бхагавад-гите”. Таким образом, откликаются люди во всех частях света, особенно американские юноши и девушки. Они проявили особый интерес. Также велик интерес в Англии, Германии и Франции. Отсюда я собираюсь поехать в Париж. Как называется это место?

Ученик: В Париже? Фонтене-о-Роз?

Бхакти Веданта Свами: Да, они занимают целый дом, прекрасный дом... Наш метод очень прост. Мы просим наших учеников соблюдать четыре ограничительных принципа: не иметь недозволенного секса; не есть мяса, рыбы, яиц; не играть в азартные игры и не употреблять одурманивающих средств, включая сигареты, чай и кофе. Человек должен соблюдать эти четыре принципа и повторять маха-мантру Харе Кришна. И вы обнаружите, что только благодаря такому методу эти юноши и девушки быстро совершенствуются. Метод очень прост. Кроме того, у нас есть книги, много книг: “Шримад-Бхагаватам”, “Бхагавад-гита”. За эти годы я написал больше десятка книг по четыреста страниц каждая: “Кришна, Верховная Личность Бога” в двух томах, “Шримад-Бхагаватам” в шести томах, “Учение Господа Чаитанйи” в одном томе, “Нектар преданности” также в одном томе. Так мы стараемся распространять сознание Кришны. Кришна является исторической личностью, так же как, скажем, Ленин. Вы стараетесь понять его философию, и мы тоже стараемся понять философию Кришны.

Проф. Котовский: Много ли у вас последователей в ваших шестидесяти пяти филиалах?

Бхакти Веданта Свами: О да, более тысячи инициированных и много других. Тысяча только тех, кто следует принципам. Вот как эти ребята. (Бхакти Веданта Свами указывает на двух своих секретарей.)

Проф. Котовский: Значит ли это, что ваши ученики не поступают в обычные западные, европейские университеты? Может ли, например, обычный студент одного из многих университетов, как все, посещающий лекции, быть тоже инициирован и принят в вашу общину?

Бхакти Веданта Свами: Если вы хотите жить в нашей общине и получить посвящение, добро пожаловать. Если нет, то приходите и попытайтесь понять нашу философию, читайте наши книги — у нас очень много книг, журналов, вопросов и ответов. Попытайтесь понять философию. Так не бывает, что вдруг приходит студент и сразу же становится нашим учеником. Сначала он приходит и общается с нами, стараясь во всем разобраться. Мы никого не агитируем. Он добровольно изъявляет желание стать учеником.

Проф. Котовский: А что будет, если это, например, не студент, а молодой рабочий или молодой сын фермера? Должен ли он отречься от своей жизни и вступить в вашу общину в каком-то центре? Как он будет содержать себя в повседневной, материальной жизни?

Бхакти Веданта Свами: Как я уже сказал вам, цель нашей проповеди — воспитать во всем мире брахманов, так как в обществе их не хватает. Тот, кто присоединяется к нам с серьезными намерениями, должен стать брахманом, а следовательно, принять на себя обязанности брахмана и оставить занятия кшатрия или шудры. Но если кто-нибудь захочет сохранить свою профессию и в то же время понять наше движение, это тоже допустимо. Среди наших последователей много профессоров. Например, Говард Уилер, профессор университета штата Огайо. Он мой ученик. Он продолжает преподавать, но почти все деньги, которые зарабатывает, жертвует на сознание Кришны. Предполагается, что грихастхи — семейные люди, живущие не в храме, — вносят пятьдесят процентов своего дохода в наше общество, оставляя двадцать пять процентов для семьи и двадцать пять процентов — на личные непредвиденные расходы. Но Господь Чаитанйа Махапрабху учит, что не важно, кто человек: грихастха (домохозяин) или санньяси (отрекшийся от мира), брахман он или шудра. Господь Чаитанйа говорит: “Любой, кто понимает науку о Кришне, становится Моим духовным учителем”. По-бенгальски это звучит так: киба випра, киба нйасй, шудра кене найа. Вы немного понимаете бенгали?

Проф. Котовский: Немного.

Бхакти Веданта Свами: Да, как вибрацию. Йен кришна-таттва-ветта, сей 'гуру' хайа. “Любой, кто понимает науку о Кришне, может стать духовньм учителем” (Ч.-ч., Мадхйа, 8.128).

Проф. Котовский: Но, воспитывая брахманов из людей, принадлежащих к различным социальным слоям общества, вы тем самым отвергаете древние принципы индуистских писаний.

Бхакти Веданта Свами: Нет, я утверждаю их.

Проф. Котовский: Согласно всем писаниям — Ведам, Пуранам и т.д., — каждый член одного из этих четырех классов,варн, должен родиться в нем.

Бхакти Веданта Свами: Нет, нет, нет.

Проф. Котовский: Это основа всех варн...

Бхакти Веданта Свами: Нет, нет. Извините.

Проф. Котовский: Основа всех варн...

Бхакти Веданта Свами: Ваши слова не соответствуют истине. При всем уважении к вам, я позволю себе утверждать, что вы не правы. В “Бхагавад-гите” (4.13) говорится: чатур варнйам майа сриштам гуна-карма-вибхагашах. “Деление на четыре сословия, созданных Мной: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр — проводится по признаку качеств человека и рода его деятельности”. Здесь ничего не сказано о происхождении.

Проф. Котовский: Я согласен с вами, что это изменение внесли брахманы более позднего времени, пытавшиеся увековечить свои привилегии.

Бхакти Веданта Свами: Это погубило индийскую культуру. Если бы не это, не возникло бы необходимости отделять от Индии ее часть — Пакистан. И не только это. С исторической точки зрения, вся эта планета раньше была Бхарата-варшей, и на ней была одна империя. Так было вплоть до времени правления Махараджи Парикшита. Затем она постепенно разделилась. Об этом говорит история. Недавно отделился Пакистан. Таким образом, от искалеченной Бхарата-варши теперь остался маленький клочок земли. Вообще же, согласно ведическим писаниям, вся эта планета называется Бхарата-варшей. Прежде она именовалась Илаврита-варшей. Но в честь ее правителя, императора Бхараты, ее стали называть Бхарата-варшей. Таким образом, эта культура, сознание Кришны, существовала всегда.

Возьмите любую религию — христианство, ислам, иудаизм. Им самое большее две или три тысячи лет. Но невозможно обнаружить истоков ведических писаний. Поэтому они называются санатаной, вечными. Эта культура предназначена для всего человеческого общества. Это не религия или вера. Веру можно сменить, но истинную дхарму сменить невозможно. Попытайтесь понять Кришну. В “Бхагавад-гите” (18.66) Он говорит: сарва-дхарман паритйаджйа мам эком шаранам враджа — “Оставь все виды религии и просто предайся Мне”. В этом заключается истинное знание — предаться Всевышнему. Вы или я — любой — все мы кому-нибудь подчиняемся. Это факт. Мы живем, подчиняясь, не так ли? Вы не согласны с этим?

Проф. Котовский: В какой-то мере вы подчиняетесь.

Бхакти Веданта Свами: Да, в полной мере.

Проф. Котовский: Мы, например, должны подчиняться обществу. Всему народу.

Бхакти Веданта Свами: Да, всему народу, или государству, или царю, или правительству, или еще чему-нибудь. Это неизбежно.

Проф. Котовский: Единственная сложность в том, что мы не можем подчиняться правительству или царю частично. Между подчинением царю, то есть какому-то человеку, и подчинением обществу принципиальная разница.

Бхакти Веданта Свами: Нет, это только перемена цвета. Но принцип подчинения остается неизменным. Подчиняетесь ли вы монархии, демократии, аристократии или диктатуре — вы должны подчиняться; это факт. Нельзя жить, никому не подчиняясь. Это невозможно. Поэтому мы учим людей подчиняться Всевышнему, который нас всячески защищает, как говорит об этом Сам Кришна (сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа). Никто не может утверждать: “Я никому не подчиняюсь”. Ни один человек. Разница только в том, кому он подчиняется. Высший объект подчинения — Кришна. Поэтому в “Бхагавад-гите” (7.19) Кришна говорит: бахунам джанманам анте джнанаван мам прападйате — “После многих жизней, проведенных в подчинении кому угодно и чему угодно, когда человек становится по-настоящему мудрым, он подчиняется Мне”. Васудевах сарвам umu ca Махатма судурлабхах: “Такая Махатма, великая душа, встречается крайне редко”.

Проф. Котовский: Но в то же время, как мне кажется, за подчинением должно последовать восстание. История доказывает, что человечество развивается, только восставая против подчинения правящему классу. В средние века произошла Французская Революция. Это был протест против власти. Однако сама эта революция подразумевала подчинение простолюдинам. Вы согласны?

Бхакти Веданта Свами: Да.

Проф. Котовский: Значит, таких мер недостаточно, чтобы когда-нибудь положить этому конец. Подчинение должно сопровождаться восстанием против одних людей и подчинением другим.

Бхакти Веданта Свами: Но всякому подчинению будет положен конец, когда вы подчинитесь Кришне.

Проф. Котовский: А...

Бхакти Веданта Свами: Это конечная точка — больше не нужно будет никому подчиняться. Все другие виды подчинения вы должны менять с помощью революций. Но когда вы приходите к Кришне, этого достаточно. Вы получите удовлетворение. Я приведу вам один пример: ребенок плачет, и люди по очереди берут его на руки. Но он никак не унимается. Однако как только младенец попадает на руки к своей матери...

Проф. Котовский: Он перестает плакать.

Бхакти Веданта Свами: Да, наступает полное удовлетворение. Таким образом, это подчинение, эти перемены власти будут продолжаться в различных видах, но суть всех этих форм подчинения — подчинение майе. Поэтому в “Бхагавад-гите” говорится, что подчиняться кому бы то ни было помимо Кришны — это майа. Чему бы или кому бы вы ни подчинялись сейчас, в конце концов вы должны подчиниться Кришне; тогда вы станете счастливы. Подчинение неизбежно, но подчинение Кришне трансцендентно и приносит человеку полное удовлетворение.

Проф. Котовский: Не сталкивались ли вы с враждебным отношением к вашему учению со стороны ортодоксальных индусов или брахманов в Индии?

Бхакти Веданта Свами: Мы победили их.

Проф. Котовский: Вот как...

Бхакти Веданта Свами: Любой ортодоксальный индус может прийти и вызвать нас на спор, но у нас есть оружие — ведическая литература. Поэтому никто не приходит. Даже христианские священники в Америке любят меня. Они говорят: “Эти юноши — американцы, христиане, евреи — теперь так стремятся к Богу. А мы не смогли спасти их”. Они признают это. Их отцы, их родители приходят ко мне, кланяются и говорят: “Свамиджи, нам очень повезло, что вы прибыли сюда учить сознанию Бога”. Так что, напротив, мне оказали хороший прием. То же самое и в Индии — раз вас интересует Индия — все другие секты признают, что до меня разные свами отправлялись в Западные страны, но никто не обратил ни единого человека в сознание Кришны. Они признают это. Что касается меня, то я не приписываю никаких заслуг себе. Я уверен, что это проявление действия ведического знания, потому что я даю его таким как оно есть, а не фальсифицирую его. Я убежден в этом. Если у вас есть хорошее лекарство, и вы назначаете его пациенту, то можно не сомневаться, что он выздоровеет.

Проф. Котовский: Сколько из этой тысячи ваших учеников живут в самой Индии? Сколько у вас общин в Индии?

Бхакти Веданта Свами: В Индии?

Проф. Котовский: Да.

Бхакти Веданта Свами: В Индии очень много людей, сознающих Кришну: сотни, тысячи, миллионы. В Индии нет такой проблемы. Нет ни одного индуса, который не сознавал бы Кришну.

Проф. Котовский: Да, я понимаю.

Бхакти Веданта Свами: Вайшнавы. Это называется вайшнавским культом. Вы были в Индии, так что вам, конечно, известно, что там миллионы вайшнавов. Например, этот джентльмен (присутствующий при встрече индиец) — командир экипажа “Эйр Индия”. Он не является моим учеником, но он — вайшнав, сознающий Кришну. В Индии миллионы людей сознают Кришну. Есть даже мусульмане, сознающие Кришну. В Горакхпурском университете есть профессор-мусульманин, и он великий преданный Господа Кришны. Так что это естественно. В “Чаитанйа-чаритамрите” говорится, что сознание Кришны есть везде, оно в сердце каждого. Просто с помощью этого метода его нужно пробудить. Только и всего. Оно и в вашем сердце. Оно не является для вас чем-то чужеродным. Сознание Кришны в сердце каждого. Мы должны пробудить его этим методом. Это подобно восходу солнца. Солнце не появляется внезапно, из ниоткуда. Оно есть всегда, но по утрам оно восходит. Так и сознание Кришны. Оно существует повсюду, но по той или иной причине сейчас оно скрыто. С помощью этого метода в процессе общения оно вновь пробуждается.

Проф. Котовский: Вы приехали в Москву вчера. Вы что-нибудь уже посмотрели здесь, в Москве?

Бхакти Веданта Свами: Нет, меня не очень интересуют достопримечательности.

Проф. Котовский: В любом случае просто сидеть в старинном отеле не так интересно — не увидишь многих людей. Вы уезжаете послезавтра?

Бхакти Веданта Свами: Так у меня запланировано.

Проф. Котовский: Вы уезжаете в Соединенные Штаты или в Европу?

Бхакти Веданта Свами: Да, в Европу, в Париж. У нас готовятся два очень больших торжества в Лондоне и Сан-Франциско. Идут приготовления к празднику колесниц, Ратха-йатре. Этот праздник регулярно проводится в Джаганнатха Пури. Вы бывали в Джаганнатха Пури?

Проф. Котовский: Да. Праздник колесниц проводится с давних времен. Очень древняя традиция. Огромные колесницы.

Бхакти Веданта Свами: Да, и теперь этой традиции следуют в странах Запада, в Лондоне и Сан-Франциско, и, может быть, со временем она распространится и в других странах.

Проф. Котовский: В Лондоне большая индийская община.

Бхакти Веданта Свами: Нет, нет. Это организуют англичане и американцы. Индийские общины в Лондоне и Сан-Франциско пытаются стать — вы знаете это слово? Сахиб?

Проф. Котовский (смеется): Европеизированными. (Оба смеются.) Один очень крупный университетский социоантрополог написал очень интересную статью. Он пишет о двух процессах, которые идут сейчас: европеизации брахманов, главным образом в высших слоях общества, и так называемой санскритизации, когда низшие классы и даже неприкасаемые перенимают брахманские ритуалы. Это очень интересный процесс, идущий прямо сейчас в Индии, но, к сожалению, положение Индии проблематично.

Бхакти Веданта Свами: Беда в том, что Индия никак не прибьется ни к одному берегу. Они пытаются имитировать западную жизнь, но с материальной, технической точки зрения, отстали на сто лет.

Проф. Котовский: Да, это верно. Но что можно сделать для Индии?

Бхакти Веданта Свами: Выход один. Я убедился на своем опыте, что если распространять духовные ценности Индии, это повысит ее престиж. Всюду, куда бы я ни приезжал, люди до сих пор восхищаются индийской культурой. Если эти сокровища индийского духовного знания соответствующим образом распространятся, то по крайней мере за пределами Индии люди поймут, что они, что те от нее получают.

Проф. Котовский: Да, вы правы. Культурное наследие Индии должно стать известным повсюду. Но в то же время каким образом это может принести непосредственную пользу простым людям Индии? Они живут в Индии и ничего не получают от распространения индийского культурного наследия по всему миру. В индийских деревнях должны быть удобрения, трактора и т.д.

Бхакти Веданта Свами: Да, мы не против этого.

Проф. Котовский: Я не думаю, что вы можете быть против, но в то же время надо что-то делать в Индии. Можно называть это европеизацией, но такое знакомство с индустриально-технологической революцией необходимо во всех сферах индийской жизни: в сельском хозяйстве, промышленности и так далее.

Бхакти Веданта Свами: До того как Арджуна узнал “Бхагавад-гиту”, он был воином, и после того как узнал “Бхагавад-гиту”, он остался воином. Таким образом, мы не призываем людей менять свое положение. Например, вы — уважаемый профессор, преподаватель. Мы не говорим, что вы должны изменить свое положение в обществе. Мы пришли убедить вас в истинности нашей философии. Только и всего. Арджуна отказывался сражаться, говоря: “Кришна, я не хочу убивать своих родственников. Мне не нужно этого царства”. Но ему была поведана “Бхагавад-гита”, и в конце, когда Кришна спросил его: “Каково твое решение теперь?” — он ответил: каришйе вачанам тава — “Да, я сделаю так, как говоришь Ты” (Б.-г., 18.72). Это значит, что его сознание изменилось. Он был воином и остался воином, но изменил свое сознание. Это то, к чему мы стремимся. Мы не хотим нарушать существующий порядок в обществе. Мы не против технологии. Нет, но мы пытаемся побудить человека понять сознание Кришны. Такова наша программа.

Проф. Котовский: Разумеется, но в то же время конечная цель любого изменения сознания состоит в том, чтобы изменить общество — сделать его лучше.

Бхакти Веданта Свами: Это происходит само собой.

Проф. Котовский: На самом деле я не так уж и рад тому, что конечная цель не в том, чтобы переделать общество, потому что в современном обществе многое следовало бы изменить с помощью изменения сознания.

Бхакти Веданта Свами: Предварительная перемена — это соблюдение правил и предписаний аскетизма. Например, воздерживаться от употребления одурманивающих средств.

Проф. Котовский: Воздержание от одурманивающих средств, простота и т.д.

Бхакти Веданта Свами: Таким образом, если прибегнуть к этому методу...

Проф. Котовский: ...то остальное придет само собой.

Бхакти Веданта Свами: Изменится жизнь человека, потому что эти четыре вещи — недозволенный секс, одурманивающие средства, мясоедение и азартные игры — очень серьезные препятствия на пути совершенствования общества.

Проф. Котовский: Это само по себе сделает жизнь проще, потому что тот, кто воздерживается от недозволенного секса, употребления одурманивающих средств и других подобных вещей, должен вести относительно простой образ жизни.

Бхакти Веданта Свами: Недавно в Бомбее я беседовал с одним уважаемым джентльменом. Я рассказывал ему, что Кришна говорит:

мам xu паpmxa вйапашритйа
не 'пи сйух папа-йонайах
стрийо ваишйас татха шудрас
те 'пи йанти парам гатим

“Даже люди низкого происхождения (папа-йонайах} — стри, вайшьи и шудры, — приняв Меня, не будут отвергнуты. Найдя прибежище во Мне, они также поднимутся до трансцендентного уровня” (Б.-г., 9.32). Так почему же высшие классы индуистского общества пренебрегли этим предписанием “Бхагавад-гиты”? Допустим, человек—папа-йонайах—то есть имеет низкое происхождение. Кришна говорит, что “он может подняться до трансцендентного уровня, если примет Меня”. Почему высшие сословия общества не проповедовали это учение, чтобы дать возможность так называемым людям низкого происхождения возвыситься? Почему они отвергли их? В результате, вместо того чтобы принять мусульман, индийцы их отвергли, и теперь они отделились. Они стали заклятыми врагами Индии. Таким образом, в первую очередь мы пытаемся возвысить людей до сознания Кришны, даже если они имеют низкое происхождение. Ибо душа чиста. В Ведах сказано, что никакая материальная скверна не может коснуться души. Она просто временно покрыта материальными оболочками. Это покрытие нужно удалить. Тогда человек очистится. В этом предназначение человеческой жизни — снять эти материальные покровы, обрести духовное знание и предаться Кришне. Тогда наша жизнь станет совершенной.

"Наука самоосознания" (C) BBT, 1991, ISKCON

 

Назад

 

Харе Кришна Харе Кришна <> Кришна Кришна Харе Харе <> Харе Рама Харе Рама <> Рама Рама Харе Харе

Hosted by uCoz